«Как изменить людей в организации?»

Это неправильный вопрос. Так у вас ничего не получится.

Начните с себя. Сосредоточьтесь на самосовершенствовании, и вы с удивлением обнаружите, как “обрастете” людьми, у которых за заботами о том, как стать лучше, не хватает времени жаловаться на коллег и искать виноватых на стороне.

Менеджмент 1.0 – о том, как делать неправильные вещи

Во многих организациях обычная практика – управлять людьми как машинами. Мы называем это Менеджментом 1.0. При таком стиле управления лидеры исходят из того, что улучшение целого требует контроля, ремонта и замены частей. Именно инженеры разработали научный менеджмент и командно-административный стиль руководства, весьма успешный в XX веке: с предварительным проектированием, планированием сверху вниз и командно-административными структурами и процессами.

В таких структурах сотрудник низшего звена – по сути раб, не имеющий ни права голоса, ни права на инициативу, ни интереса ее проявлять, ведь шансы, что его выслушают, ничтожно малы. В таких структурах единственный путь “вверх” – по головам коллег. Отношение сотрудников к вышестоящим менеджерам чаще всего – смесь зависти и обиды, отношение менеджеров к сотрудникам – пренебрежительное и маловнимательное. Человек на низшем звене выполняет приказы, не задумываясь об их целесообразности. Менеджер переоценивает собственную значимость, ведь его идеи не могут оспариваться, даже если они в корне неверны. Успех отдела или всей организации зависит от правильности предположений одного-двух человек. Риски крайне высоки.

Менеджмент 2.0 – о том, как делать правильные вещи неправильно

К счастью, многие менеджеры уже осознали, что с людьми работать сложнее, чем с машинами. В организациях уровня 2.0 все признают, что «самым ценным активом являются люди» и что менеджеры должны стать «лидерами через служение». В то же время, руководители предпочитают придерживаться иерархии.

В таких структурах людям вроде бы говорят правильные вещи – о мотивации, о делегировании, о взятии на себя ответственности и инициативе. Но когда доходит до дела, принятие даже малозначительных решений упирается в подпись директора, топ-менеджер просит команду каждый день отчитываться об объеме работы, а взять отпуск можно, лишь пройдя 7 кругов бюрократического ада.

В итоге сотрудники, поверившие было в благость намерений менеджмента, упираются в потолок нереализованных надежд, разочаровываются и теряют мотивацию, продолжая работать за деньги. Менеджеры и сами толком не понимают, что не так, чаще всего приходя к мысли, что это команда не готова к изменениям, или же что самоорганизованные кросс-функциональные команды – это вымысел, не имеющий ничего общего с реальностью, по крайней мере в конкретном месте и конкретной компании.

Менеджмент 3.0 – о том, как делать правильные вещи

Попробуйте рассмотреть свою компанию как сообщество или город. Вы можете делать что угодно, если сообщество получает пользу и радость от вашей работы. Мы называем это Менеджментом 3.0. В сообществе или городе каждый несет и ощущает свою часть ответственности за его успешность, просто ответственность топ-менеджмента глобальнее.

В таких структурах люди не боятся проявлять инициативу, брать на себя больше ответственности, потому что не боятся наказания за ошибку. Люди, несущие ответственность, относятся к продукту как к собственному, переживают о нем, думают о том, как сделать его лучше, в ванной, на прогулке и выбравшись на выходные за город. Потому что не все равно. Потому что они чувствуют улучшения своих позиций с улучшением позиций продукта, а еще чувствуют собственную ценность и значимость в организации.

Принимая часть решений внутри команд, не сталкиваясь с необходимостью согласовывать с менеджером цвет своих сегодняшних носков и порядок выполнения задач, люди становится более свободными. А это делает их мотивированными, креативными и помогает в итоге эффективнее работать в условиях сложной, изменчивой среды.

Все мы знакоми с плохим менеджментом (1.0), как и с менеджментом в стиле благих намерений, ведущих сами знаете куда (2.0). А вот примеров практик 3.0 раз-два и обчелся. Так что приходите к нам учиться Management 3.0! Это очень живой, эффективный тренинг, инструменты которого вы сможете использовать уже на следующий день после обучения.

Менеджер 1.0 VS менеджер 3.0: табличка

Менеджер 1.0 Менеджер 3.0
Уверен, что эффективность зависит от его личного контроля Знает, что объединенная команда эффективнее любой отдельной личности
Концентрируется на ролях и обязанностях Не привязывается к ролям и должностям, а только к общей эффективности команды
Лечит симптомы Ищет причину
Держит информацию при себе. Она – его ключ к трону Открывает информацию, делится ею с командой. Она – его ключ к поставке ценности
Иногда слушает предложения команды Радуется каждой идее и предложению от команды
Позволяет команде использовать ресурсы и время по своему усмотрению только когда никак иначе Позволяет команде пользоваться ресурсами и временем по своему усмотрению
Проводит годовые ревью производительности согласно с политикой компании Дает регулярный, частый личный фидбек и коучит сотрудников по мере необходимости
Приносит заранее решенную информацию в команду Создает возможности для командного брейншторминга
Ближайшие тренинги по Management 3.0