Скрам Мастер и Владелец Продукта, какие вопросы возникают?

20 вопросов, которые новый Скрам Мастер должен задать Владельцу Продукта

Каждый Скрам Мастер бывает новым Скрам Мастером. Как минимум однажды 🙂 

Непросто начинать сотрудничество с новой Командой, изучать новый Продукт, привыкать к новому Владельцу Продукта. Вот мы и подготовили для вас набор вопросов, чтобы прояснить основные моменты, которые нужны Скрам Мастеру в начале работы с новой Командой и Продуктом. 

Вопросы смоделированы с учетом базовых принципов, общих для работы всех высокопроизводительных команд. Источник: scrum.org

20 Questions from New Scrum Master to Product Owner — Free Doanload

Роль Владельца Продукта ― ключевая для успеха Скрам Команды

Неважно, применяете ли вы Scrum для разработки сложных продуктов, превосходны ли ваши разработчики в технической области, поставляете ли вы Инкремент продукта с точностью швейцарских часов… Если ваша Скрам Команда движется в неправильном направлении, а Бэклог продукта не максимизирует ценность, которую получают клиенты, ― продукт пойдет на свалку.

Согласно со Скрам Гайдом, “Владелец Продукта ответственен за максимизацию ценности продукта, созданного Командой Разработки.”

Как Владельцу Продукта достичь этой цели? В первую очередь, ему придется управлять Бэклогом продукта. Возвращаясь к Скрам Гайду, это требует:

  • иметь четкое представление об элементах Бэклога продукта;
  • заказывать элементы Бэклога продукта в таком порядке, чтобы те лучше всего решали поставленные задачи и цели;
  • оптимизировать ценность работы Команды Разработки;
  • контролировать прозрачность, ясность и доступность Бэклога продукта, а также информировать Скрам Команду, над чем ей придется работать в дальнейшем;
  • добиваться, чтобы Команда Разработки понимала Бэклог Продукта до нужного уровня.

Как Скрам Мастера, мы должны поддерживать Владельцев Продукта,  как только можно. Только тогда Скрам Команда станет по-настоящему успешной.

Опросник: что новый Скрам Мастер должен спросить у Владельца Продукта

Этот набор вопросов предназначен для первого разговора нового Скрам Мастера с Владельцем Продукта без вовлечения Команды Разработки.

  1. Каково видение продукта и стратегия его выхода на рынок?
    Владелец Продукта ― персона №1, к которой нужно обращаться с вопросами о видении и стратегии.
  2. Как вы узнаете о новых идеях и требованиях?
    В качестве ответа на этот вопрос, вы рассчитываете получить полное, развернутое описание процесса Product Discovery (Изобретения Продукта): от идеи к гипотезе, эксперименту и, наконец, валидации.
  3. Как вы анализуете пользователей в процессе Изобретения Продукта?
    Никакая серьезная организация не обходится без постоянного тестирования пользователей. Владелец Продукта должен объяснить вам, как проходит процесс тестирования и как Скрам Команда участвует в Изобретении Продукта.
  4. Сколько времени вы уделяете анализу потребностей пользователей и заказчиков?
    50% ― идеально. Меньше 10% ― значит, есть куда развиваться. Во втором случае, Владельца Продукта можно спросить о его загруженности и о том, чем вы можете помочь, чтобы освободить его время для коммуникации с заказчиками.
  5. На каком этапе Скрам Команда включается в процесс Изобретения Продукта?
    Чем раньше, тем лучше. Это уменьшает возможность того, что принятые решения будут технически невыполнимыми или финансово невыгодными.
  6. Как вы организовываете сотрудничество с заинтересованными сторонами?
    Для Владельца Продукта этот вопрос должен быть одним из самых простых. Есть множество способов стабилизировать и улучшить коммуникацию. Например, договориться о регулярных встречах. Или попросить заинтересованных лиц назначить так называемых “послов продукта”, которые будут выступать “связными”. Организовать семинары для заинтересованных лиц/послов продукта. Объединиться с людьми, занимающимися пользовательским опытом, и провести, например, семинары по изучению взаимодействия с пользователем или по составлению карт пользовательских историй. Пригласить заинтересованных лиц на уточняющие сессии, где объяснить ценность пользовательских историй. И так далее.
  7. Как вы работаете с пет-проектами?
    Вам нужно знать, способен ли Владелец Продукта стать на защиту Бэклога продукта. Умеет ли он говорить “Нет”. И каковы причины того, что Скрам Команды работают над пет-проектами (если это так).
  8. Какой подход вы используете для создания дорожных карт продукта?
    Планирование дорожной карты, как и планирование портфолио, это непрерывный процесс. Владелец Продукта должен уметь подробно объяснить, как происходит эта работа.
  9. Насколько велик Бэклог этого продукта?
    Эффективный Бэклог продукта должен укладываться в три, максимум четыре спринта Скрам Команды. Если он превышает этот порог, Владельцу Продукта может потребоваться поддержка, чтобы предотвратить потенциально невыгодное загромождение Бэклога.
  10. Каков типичный возраст рабочего элемента в Бэклоге продукта?
    Ценность рабочего элемента, которому уже пять месяцев, сомнительна. Слова «Но я все это время работаю над ним» звучат как оправдание. (Совет от профессионалов: криминалистика Бэклога продукта содержит много информации о работе организации: количество элементов в бэклоге продукта, возраст элементов, кто создал элементы, кто прокомментировал элементы, кто изменил элементы).
  11. Каково ваше среднее время выполнения заказа от выбора идеи для валидации до добавления рабочего элемента в Бэклог продукта?
    Собственно говоря, это одна из метрик, которая демонстрирует “аджайльность” процесса Изобретения Продукта.
  12. Содержит ли ваш Бэклог продукта рабочие элементы, неизвестные ни одному из текущих членов команды?
    Если это так, их следует повторно просмотреть вместе с текущими членами команды, чтобы убедиться, что: а) рабочие элементы по-прежнему имеют ценность; б) все члены команды понимают характер и предназначение элемента.
  13. Как часто вы дорабатываете Бэклог продукта?
    Это нужно делать постоянно. Как минимум в одном событии по доработке Бэклога должны участвовать все члены Скрам Команды.
  14. Сколько элементов могут одновременно находиться в работе в процессе доработки Бэклога?
    Владелец Продукта не должен заставлять команду работать над большим количеством элементов Бэклога, чем можно сделать за один-два Спринта. В противном случае, существует риск выделения ресурсов на рабочие элементы, которые так и не попадут в Бэклог спринта.
  15. Сколько времени обычно занимает доработка рабочего элемента?
    Нужно не больше, чем один-два Спринта. Когда активность Продакт Бэклог Рефайнмент бежит впереди паровоза, это нерационально, ведь до тех пор Бэклог может быть переосмыслен и изменен настолько, что само существование элемента потеряет смысл.
  16. Как вы создаете рабочие элементы?
    Может быть, Владелец Продукта пишет пользовательские истории, а команда оценивает их? Или это полностью командная работа? Чаще всего случается, что Владелец Продукта берет на себя роль “технического райтера” рабочих элементов, которые затем дает на оценку Команде Разработки. Тем не менее, всегда лучше создавать рабочий элемент объединенными усилиями всех членов команды: это даст им глубокое понимание с самого начала работы.
  17. Как вы обсуждаете рабочие элементы? Только на сессиях доработки или также в Slack, тикетах или рабочем чате?
    У каждой команды свои привычки. Может быть, в вашей организации принято комментировать работу в Confluence, Jira, Github, использовать Slack или Trello. Если Владелец Продукта ничего не имеет против, это нормально еще перед тем, как Команда Разработки выберет рабочий элемент для Бэклога спринта. Если же первый разговор о рабочем элементе происходит уже во время спринта, это может стать проблемой.
  18. Меняете ли вы рабочие элементы, когда они уже стали частью Бэклога спринта? Если да, то почему?
    Уменьшать элементы, если их размер становится проблемой, но в самом рабочем элементе по-прежнему есть ценность, ― хоть и не очень хорошо, но приемлемо. Увеличивать рабочий элемент после Планирования Спринта ― абсолютно недопустимо. И не забывайте, что контролировать состав Бэклога спринта ― прерогатива Команды Разработки.
  19. Когда вы утверждаете рабочие элементы?
    В Скрам Гайде “утверждение” Владельцем Продукта упоминается только в одном месте, в абзаце об отмене Спринта: “Владелец  Продукта принимает часть работы, представляющую готовый к выпуску Инкремент.” Тем не менее, полезно, чтобы Владелец Продукта и команда принимали общее решение о том, когда рабочий элемент считается завершенным.
  20. Отклоняли ли вы когда-либо рабочие элементы?
    Если такое случалось, вам стоит знать, почему и какие меры нужно предпринять, чтобы это не повторилось.

Подытожим

Этот скрипт должен помочь вам как Скрам Мастеру набрать разгон в начале сотрудничества с Владельцем Продукта. Вопросы сосредоточены на выигрышных чертах высокопроизводительных команд, способных создавать ценность. Спектр вопросов охватывает видение и стратегию, процесс Изобретения продукта, сотрудничество с командой и лучшие практики доставки продукта.

Мы что-то пропустили? Дайте знать, и мы расширим список.