Раньше мы всегда лично приезжали проводить тренинги. Теперь ситуация с пандемией вынудила нас адаптироваться. Я думаю, в этом есть ценность. Мы изучаем что-то новое, что-то, что может пригодиться в будущем.

Переход к онлайн-образованию вызывает нежелание и даже страх и у тренеров, и у студентов. Но если переосмыслить подход и тщательно подготовиться, вы сможете добиться такого же яркого и незабываемого впечатления от тренинга, как и раньше, когда вы работали в одном помещении.

Эту статью я написала и для тренеров, и для студентов.

Подготовка

Я знала, что избежать запутанности и потери нити повествования в онлайне можно лишь уменьшив количество инструментов тренинга. Поэтому решила остановиться на двух формах: видео и рабочем пространстве.

Прежде чем выбрать инструмент, я целую неделю анализировала около двух десятков разных. Мне были нужны:

  • видео с переговорными комнатами;
  • трансляции экрана;
  • доски;
  • понятное рабочее пространство с интуитивным интерфейсом;
  • возможность добавлять изображения, графики, чарты и так далее;
  • онлайн-стикеры;
  • готовые шаблоны.

В итоге я остановилась на Mural и Zoom. И это не значит, что другие инструменты были хуже. Просто именно эти показались мне наиболее понятными, интуитивными и доступными, а также соответствовали всем моим критериям.

Также нужно подготовить хороший микрофон, камеру, наушники, быстрый интернет (для студентов хватит просто стабильного вай-фая, но если вы тренер, лучше иметь Ethernet). Проследите, чтобы освещение было достаточным. Лично я пользуюсь также обычной доской и маркерами.

Онлайн-тренинг

Я начала с тренинга Professional Scrum Product Owner – Advanced от Scrum.org. Два полных дня. Прошло отлично! Мы делали все то же, что и оффлайн. Используя виртуальное рабочее пространство и фасилитации, постоянно получая отзывы, выслушивая участников, мне удалось приобрести опыт, который можно поставить в один ряд с обучением в оффлайне.

Забронировать место в группе на PSPO Advanced можно заранее
vpspo

Магдалена во время своего первого онлайн-тренинга Professional Scrum Product Owner – Advanced

Подсказки тренерам:

  • Таймбоксы для онлайна могут отличаться от оффлайновых. Некоторые упражнения требуют меньше времени, другие наоборот. Наблюдайте за участниками во время работы в группах, чтобы адаптировать временные рамки к новому формату.
  • Скрывайте следующие упражнения и шаги в виртуальном пространстве. Люди могут из интереса заглядывать наперед и терять концентрацию на происходящем.
  • Используйте разные фасилитации, чтобы повысить творчество и сотрудничество в обучении.
  • Просите об отзывах и улучшайте тренинг соответственно.
  • Лекционное изложение материала между практическими упражнениями должно длиться не более 15-ти минут. Разбивайте лекции упражнениями.
  • Нужно давать по 10-15 минут перерыва каждые 50-70 минут тренинга, чтобы помочь людям сохранить бодрость и внимание.
  • Мы делали перерыв на обед длительностью в один час.
  • Просите людей вставать и двигаться во время перерыва или даже во время тренинга.
  • Задавайте вопросы, давайте задания, проводите интересные упражнения, чтобы включить в обучение практический аспект.
  • Не проводите тренинг в форме лекции со слайдами. Люди просто уснут!
  • Чувство юмора не повредит.

Подсказки студентам:

  • Задавайте тренеру вопросы так, как будто тренинг происходит в оффлайне. Используйте это время, чтобы учиться и тренироваться.
  • Говорите о том, что вам нравится, и о том, что нет. Тренеру трудно уловить все аспекты так, как раньше при личных встречах.
  • Убедитесь, что понимаете задание. Если нет, скажите об этом тренеру.
  • Когда чувствуете усталость, не бойтесь попросить о перерыве.

Давайте сравним два типа тренингов

Оффлайн Онлайн
Порой требует переездов и организации удобств (и для тренера, и для студентов). Не требует переездов и организации удобств, но нужно обеспечить выполнение минимальных технических требований.
Тренер должен иметь все материалы — участникам готовиться не нужно (не считая их соответствия требованиям для допуска к тренингу). Техническая подготовка нужна и студентам, и тренерам. Тренеры должны подготовить интуитивное, удобное рабочее пространство, качественное оборудование и хороший интернет.
Часто приходится оплачивать парковку 🙂 Парковку оплачивать не нужно 🙂
Физические упражнения с использованием пола и стен. Это можно делать и онлайн.
Вы видите все группы одновременно. Используя переговорные комнаты, вы можете подключаться к группам по очереди. Всех сразу видеть не получается, поэтому приходится чаще просить об обратной связи.
Меньше технических вопросов, посетить тренинг можно даже если нет интернета или света. Сбой интернета может испортить весь тренинг.
Бывают неудобства, когда вам дают слишком маленькое помещение или не разрешают цеплять плакаты на стены. Вы формируете свое рабочее пространство как захотите.
Есть физический контакт. Не хватает физического контакта.

Подытожим

Несмотря на некоторые очевидные отличия, ценность обучения на моих тренингах в оффлайне и онлайне оказалась одинаковой. После описанного онлайн-тренинга я собрала очень хорошие отзывы.

Я могу рекомендовать онлайн-тренинги тем, кто заинтересован в приобретении знаний и опыта и не ищет дополнительные контакты и возможности для формирования длительных рабочих отношений.

Оффлайн-тренинги я советую тем, кому в первую очередь интересны знакомства на кофе-брейке и афтепати.

И помните: инструменты – это просто инструменты. Для тренера самое важное – это опытность и желание помочь, а для студентов – открытость к исследованию новой виртуальной реальности, хорошее настроение и чувство юмора.

Источник: Магдалена Фирлит