Scrum Master (скрам мастер). Антипаттерны в работе Скрам Мастера - BrainRain

20+ антипаттернов в работе Скрам Мастера

На наших тренингах периодически возникают вопросы о Скраме и антипаттернах.

20+ антипаттернов в работе Скрам Мастера

 

Начав практиковать Аджайл в реальных проектах, многие понимают, что для успешной работы мало свидетельства с подписью “Scrum Master certification”.

Отсюда — вопросы, какие ошибки чаще всего совершают начинающие и как избежать этих ошибок. Публикуем материал, в котором упомянуты некоторые типичные проблемы.

Скрам Мастер как «Аджайл менеджер»

Словосочетание agile management — в некотором роде оксиморон. Главная цель любой Аджайл-практики — дать полномочия для решения проблемы тем, кто ближе всего к проблеме. Другими словами, команда за некоторое время должна стать самоорганизованной. А самоорганизованным командам нужны коучи, менторы и служащие им лидеры — но только не менеджеры с классическим списком «менеджерских» обязанностей.  

20+ антипаттернов в работе Скрам Мастера

 

Вот какие антипаттерны могут появляться, когда Скрам Мастер обязанности свои понимает как обязанности менеджера:

  • Он решает, кто на встрече будет говорить следующим. Если участники команды ищут глазами Скрам Мастера, прежде чем заговорить, это верный знак: вместо фасилитации он вернулся к роли супервайзера.  
  • Навязывает команде берн-даун чарты. При таком антипаттерне Scrum Мастер существенное время вкладывает в обновление этих графиков. Если команде нужны берн-даун чарты, в этом нет ничего дурного, хотя их в принципе можно заменить регулярно обновляемой доской спринта. Если же берн-даун чарты нужны только для того, чтобы отчитываться, команде стоит пересмотреть эту практику.
  • Менеджмента нет в принципе. Например, к чему Команде разработки заниматься учетом зарплат? Вряд ли это добавит ценности для заказчика. Самоорганизацию не стоит понимать как полное освобождение менеджера от работы. Скорее это отсутствие микроменеджмента образца фабрики General Motors 1926 года.
  • Пытается контролировать команду через показатели личной эффективности. Такими показателями могут быть стори пойнты каждого разработчика за спринт. Это классический способ протащить в Аджайл принципы вертикального управления с черного хода.
  • Подгоняет команду, чтобы вписаться в дедлайн. Например, Скрам Мастер может докладывать вышестоящим коллегам о том, что команда не вписывается в план спринта или в собственные прогнозы. Попадаются даже такие требования в вакансиях: четко придерживаться графика и заставлять команду в него вложиться. От них недалеко и до публичных наказаний недорабатывающих сотрудников.
  • Слишком заботится о гармонии в команде. Бывает, что словосочетание scrum master понимают как обязанность красиво заминать все конфликты и противоречия вместо того, чтобы открыто разбираться с ними на ретроспективе. Такое поведение выдает манипуляции и желание вписаться в ценности организации, которые противоречат принципам Скрама.

antipatterns3

 

Антипаттерны при планировании спринта

Вот что может пойти не так при планировании спринта:

  • Без возражения принимают огромный бэклог спринта. Команда регулярно берется за большее количество задач, чем ей удалось бы без уловок Скрам Мастера. В конце спринта 50% задач остаются невыполненными, и их перебрасывают в следующий спринт. Если такое вошло в привычку, то команда практикует не Скрам… а, например, Канбан с таймбоксами. Что тоже неплохо, только вам нужно определиться и придерживаться одной линии.  
  • В бэклог берут неупорядоченные истории. Оценивать выполнимость историй, которые поступают в бэклог — одна из обязанностей Скрам Мастера, и ее нарушение приводит к общей неспособности выполнить цель спринта. Так нарушается один из принципов Скрама — поставлять готовый инкремент в конце каждого спринта (конечно, речь не идет о внеурочных ситуациях).
  • 100%-ная занятость. Владелец Продукта пытается втиснуть в бэклог максимум функциональной работы, а Скрам Мастер не отстаивает тот факт, что часть времени нужна на расслабление. Эффективность Скрам команды сильно снизится, если каждый спринт не оценивать ее технический долг. Когда команда занята под завязку, она всегда хуже работает в долгосрочной перспективе.

20+ антипаттернов в работе Скрам Мастера, Аджайл Блог 2018

 

Антипаттерны во время спринта

Во время спринта тоже можно наблюдать ряд антипаттернов:

  • Нарушение рабочего потока. Это вмешательство стейкхолдеров, которое хороший специалист должен предотвращать. Примеры:
    • Скрам Мастер попустительствует стейкхолдерам в вопросах доступа к команде.
    • Он не противостоит линейным менеджерам, которые приходят к команде с посторонними задачами.
    • Он не возражает, когда менеджеры приглашают разработчиков на ненужные им встречи как технических экспертов.
    • Бэклог может измениться в середине спринта, и возражений не будет.
    • Их не будет и в том случае, когда стейкхолдеры попытаются превратить Ежедневный Скрам в отчетную сессию.
  • Разработчики получают дополнительные задания. Скрам Мастер позволяет Владельцу Продукта или кому бы то ни было другому из внешних сотрудников ставить команде задачи (в то время как он должен защищать ее как самоорганизованную единицу).
  • Скрам Мастер определяет технические решения. Такое бывает, когда Скрам Мастером становится бывший разработчик, и команда обращается к нему за подсказками.
  • Недостаточно поддержки. Роль Скрам Мастера предусматривает поддержку людей, которые не справляются с задачами. Например, задача создана на день, а разработчик выполняет ее два дня. В здоровой Скрам-практике такие задачи на доске отмечают красными точками, а разработчику нужно помочь справиться с трудностями. К сожалению, иногда это правило игнорируют.

 

20 антипаттернов в работе Скрам Мастера

 

Антипаттерны во время Ретроспективы

Наконец, вот какие проблемы случаются на ретроспективах:

  • День сурка. Если ретроспективы не меняются ни по структуре, ни по месту, ни по продолжительности, то есть все шансы решать одну и ту же проблему ретроспектива за ретроспективой — без шансов на хеппи-энд.  
  • «Я подумаю об этом завтра». Ретроспектива откладывается до следующего спринта. Но дело в том, что ретроспектива нужна не только для инспекции и адаптации. Это также момент мысленной перезагрузки команды перед новым спринтом. Не проводить ретроспективу вовремя — значит нарушать темп команды и откладывать улучшения на потом.  
  • #NoRetro. Во время спринта Скрам Мастер не собирает данные, которые бы пригодились команде на ретроспективе. Это может быть признаком его профессионального выгорания.
  • Ретроспектива не документируется. Заметки и видео с ретроспектив — не формальность, а способ поддержать должное серьезное отношение к этой встрече в команде.  
  • Вопросы психологической безопасности. Когда ретроспектива превращается в бесконечный поиск виноватых, а Скрам Мастер ничего с этим не делает, проигрывает вся команда.  
  • Травля в команде. Ретроспектива должна быть безопасным способом обратной связи для всех участников команды, в том числе неразговорчивых или, например, не самых популярных в коллективе людей. Если на ней кто-то будет кому-то угрожать, а Скрам Мастер не вмешается, она перестанет быть безопасным местом для высказываний, и люди будут ее избегать. Кстати, в Google считают, что в эффективных командах время на высказывание на встречах распределяется поровну между участниками (больше об этом: What Google Learned From Its Quest to Build the Perfect Team).
  • Участие стейкхолдеров. Они могут приходить на обзор спринта, уточнение бэклога, Ежедневный Скрам, не говоря уже о разговорах в перерывах от работы. Если и этого не хватает, всегда можно назначить еще встречи. Но на ретроспективу стейкхолдеры приходить не должны — хороший Скрам Мастер непременно позаботится об этом.

 

Переведено и адаптировано командой BrainRain по материалу Age of Product

Другие статьи нашего БЛОГА

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Будь в курсе! Подпишись на scrum-новости