Ежедневный скрам — встреча, привычная для аджайл-команд. Но я всё еще сталкиваюсь с тем, что некоторые владельцы продукта и продакт-менеджеры не уверены, стоит ли им её посещать. В этом посте я собрал рекомендации о том, стоит ли PM и PO посещать эту встречу, когда лучше всего это делать и как в ней участвовать.
Совет 1: Помните, зачем это нужно
Ежедневный скрам, или, как его еще называют, ежедневный стендап, предназначен для того, чтобы помочь команде разработки выполнять её работу. Скрам-команда сообща принимает цель спринта и несёт ответственность за то, чтобы её добиться. Это включает ежедневное отслеживание прогресса и обсуждение любых изменений, которые могут потребоваться. Ежедневный скрам поддерживает самоорганизацию в силу того, что для участников команды это повод поговорить на такие темы:
- насколько они продвинулись;
- что дальше они планируют делать;
- нужна ли кому-либо помощь — есть ли затруднения или блоки.
Ежедневный скрам должен проходить быстро — не более 15 минут. Его стоит проводить ежедневно в одном и том же месте в одно и то же время; мне кажется, что лучшее время — утром.
Совет 2: Нужно ли приходить?
Я рекомендую владельцам продукта и продакт-менеджерам участвовать в ежедневном скраме по крайней мере дважды в неделю (см. примечание 1 под статьей). Это помогает понимать, что происходит в текущем спринте, можете ли вы помочь и как. Например, вы можете заметить, что некоторые пользовательские истории выполнены, и можно устроить их обзор; или что команде непонятны некоторые критерии приёмки, и требуются ваши разъяснения. Со своей стороны, вы можете попросить команду уточнить элементы бэклога продукта или, например, обновить дорожную карту продукта (см. примечание 2).
Помните, что решение проблем не входит в задачи этой встречи. Так что вам не следует превращать её в воркшоп по работе с бэклогом или дорожной картой. Если вы видите, что у участников команды появляются вопросы о критериях приёмки, например, просто ответьте на них после встречи. Если вам нужна помощь команды в работе над дорожной картой продукта, вы также можете организовать отдельную встречу.
И наконец, не забывайте о балансе собственных обязанностей. Это не только сотрудничество с командой разработки, но и встречи с клиентами и пользователями, договоренности со стейкхолдерами. Если вы фанатично посещаете ежедневный скрам, проверьте, не нарушает ли это равновесия с другими делами.
Совет 3: Не вмешивайтесь
Эта встреча нужна в первую очередь не вам, а команде разработки. Воздерживайтесь от попыток вмешаться в самоорганизованную активность команды: не назначайте задачи, не критикуйте участников лично — это может ослабить автономию команды и её преданность делу. Если у вас вызывает беспокойство, как проходит спринт, скажите об этом честно, но конструктивно. Не указывайте команде, что ей делать. Управлять спринтом и достигать его цели должны участники команды, а вы должны управлять продуктом и полным циклом его релиза (который состоит из нескольких спринтов).
Если участники команды смотрят на вас и рассказывают, что они успели сделать, то, скорее всего, что-то пошло не так. Люди отчитываются вам о статусе проекта вместо того, чтобы взять на себя ответственность за свою работу. В таких случаях объясните им, что происходит, и попросите их обратиться не к вам, а друг к другу. Как вариант. вы можете перестать ходить на ежедневный скрам, пока не обсудите, как улучшить процесс, на следующей ретроспективе спринта.
Стоит отказаться посещать встречи и в том случае, если вам сложно удержаться от указаний, кто что должен делать и какое действие идет за каким. Так вы поможете команде самоорганизоваться и полностью контролировать свою работу. При этом стоит разобраться, почему вам трудно отпустить работу и доверить ее команде: тревогу вызывает амбициозная цель проекта? Или, например, способность команды выполнить цель спринта? Что вы можете сделать, чтобы почувствовать себя спокойнее?
Совет 4: Предоставьте скрам-мастеру выполнять его работу
Организация эффективного ежедневного скрама — обязанность скрам-мастера. Хотя если вы чувствуете, что какие-то вещи происходят неправильно — например, что участники команды не отслеживают свою работу, что они не ходят на встречи или опаздывают или что ежедневный скрам длится дольше, чем положено, — обсудите эти проблемы со скрам-мастером и командой разработки на следующей ретроспективе спринта. Но не берите на себя обязанностей скрам-мастера.
Помните: ваша работа — управлять продуктом, а не командой или процессом. Если у вас нет скрам-мастера или это лицо недоступно/недостаточно квалифицированно, учтите что это блок на пути к созданию успешного продукта. Попытайтесь разрешить проблему — наймите нового скрам-мастера или помогите нынешнему вырасти.
Примечания
[1] Если вы работаете над крупным продуктом и сотрудничаете с другими людьми, ответственными за этот продукт (владельцами фич или компонентов), обычно вам не нужно посещать ежедневный скрам. Вместо этого вы участвуете в скраме скрамов (SoS) — аналоге ежедневного скрама, который часто используют для фасилитации работы нескольких команд. Мне нравится проводить ежедневные встречи SoS сразу после ежедневных скрамов, куда приходят представители каждой команды разработки.
[2] Имейте в виду, что эта рекомендация идет вразрез с версией Руководства по скраму 2017 года. За годы определение встречи изменилось. Изначально это была открытая встреча, но активно участвовать в ней могли только люди из команды разработки и скрам-мастер (см. Agile Software Development with Scrum). В книге Agile Project Management with Scrum на этой встрече уже разрешается говорить и владельцам продукта (см. стр. 135 и 141). Но независимо от того, какое определение принято в текущий момент, цель ежедневного скрама — дать команде разработки полный контроль над работой в спринте.
Переведено и адаптировано командой BrainRain по материалам статьи Романа Пихлера 20 июня 2017 года.