Взаимодействие Скрам Мастера и Владельца Продукта - Agile блог

Взаимодействие Скрам Мастера и Владельца Продукта

 

Ни для кого не секрет, что Скрам Мастер и Владелец Продукта — две отдельные роли, которые дополняют друг друга, и никто не может их совмещать. К сожалению, в реальной жизни случается, что Скрам Мастер не поддерживает Владельца Продукта, частично выполняет его обязанности, или Скрам Мастера нет вовсе. Эта статья — о том, как организовать продуктивное взаимодействие людей в этих двух ролях в команде: о разнице между ними (Scrum Master vs Product Owner), а также о том, каких действий им ждать друг от друга.

Владелец Продукта и Скрам Мастер

В материалах экспертов по Скраму за словами “difference between Scrum Master and Product Owner” (разница между Скрам Мастером и Владельцем Продукта) стоит грустная правда: если кто-то один не действует в своей роли эффективно, другому придется страдать.

Владелец Продукта отвечает за успех продукта — создание такого продукта, который хорошо служит пользователям и клиентам и выполняет бизнес-цели. Человеку в этой роли нужно взаимодействовать с пользователями и клиентами, внутренними стейкхолдерами, Командой разработки и Скрам Мастером, как на графике далее.

 

Scrum Master and Product Owner

В серый круг на этой схеме взята Скрам команда, состоящая из Владельца Продукта, Скрам Мастера и кросс-функциональной Команды разработки.

Скрам Мастер отвечает за успех процесса, то есть за то, что Владелец Продукта и команда правильно действовали при разработке продукта, за фасилитацию изменений в организации и за то, чтобы в ней установилась гибкая работа. Для этого ему нужно сотрудничать с Владельцем Продукта, Командой разработки, топ-менеджментом, HR-отделом и бизнес-группами, на которые влияет Скрам в организации.

 

Scrum Master, Product Owner

 

Успех в роли как Скрам Мастера, так и Владельца Продукта требует адекватных навыков, времени, усилий и сфокусированности. Совмещать эти две роли (когда человек тот самый несчастный Product Owner and Scrum Master) — не только тяжело, но и неминуемо ведет к тому, что некоторые важные обязанности не будут выполнены. Если вы Владелец Продукта, оставьте в покое обязанности Скрам Мастера!

Чего Владелец Продукта может ожидать от Скрам Мастера

Скрам Мастер должен учить команду так, чтобы ее участники разрабатывали качественный продукт, фасилитировать изменения в организации, чтобы она работала по Скраму, и помогать Владельцу Продукта выполнять работу хорошо. Конкретнее его действия раскрыты далее.

Коучинг команды

  • Помогает команде удачно сотрудничать, управляет ее работой так, чтобы команда бралась за выполнимые задачи и была надежной в разработке инкрементов.  
  • Поощряет работу команды с Владельцем Продукта над Бэклогом Продукта.
  • Обеспечивает плодотворную рабочую среду для команды.

Организационные изменения

  • Работает с топ-менеджментом, HR-специалистами и другими бизнес-группами над необходимыми для Скрама организационными изменениями.  
  • Объясняет стейкхолдерам, что дает Скрам и чем отличается от прежнего способа работы, показывает их роль в Аджайл-процессе, обеспечивает их поддержку и лояльность.
  • Разрешает конфликты между разными ролями, например Владельцем Продукта и продакт-менеджером или проджект-менеджером.

Коучинг Владельца Продукта

  • Помогает Владельцу Продукта выбрать нужные техники и инструменты продакт-менеджмента.
  • Поддерживает Владельца Продукта в принятии решений о продукте и вопросах власти и влияния.
  • Помогает утвердить в организации Аджайл-практики продакт-менеджмента.

Скрам Мастер поддерживает Владельца Продукта так, чтобы тот/та смог/ла сфокусироваться на своей работе: обеспечить разработку нужного продукта с нужным пользовательским опытом (UX) и нужными фичами. Если такой поддержки Скрам Мастер оказать не может, с ним/ней надо поговорить и узнать, в чем дело. Владельцу Продукта не стоит проявлять избыточную инициативу и брать на себя работу Скрам Мастера. Если у вас нет Скрам Мастера, покажите руководителю список его обязанностей и объясните, почему такая роль нужна в команде.

Чего Скрам Мастер может ожидать от Владельца Продукта

Рука руку моет, так что и у Скрам Мастера есть некоторые ожидания по работе Владельца Продукта. Вот какие они, по списку.

Вижен и стратегия

  • Формулирует для команды вижен — видение того, как будет развиваться продукт.
  • Объясняет особенности рынка, торговое предложение и бизнес-цели продукта.
  • Ставит цели для продукта и релиза на ближайшее время (например, полгода).

Работа над продуктом

  • Проактивно работает над Бэклогом Продукта. Обновляет его в соответствии с новыми инсайтами и смотрит, достаточно ли выполненных элементов в нем.
  • Задает направление работы и устанавливает приоритеты. Может договариваться о сессиях  приоритезации.
  • Приглашает нужных людей и выбирает нужные техники для сбора данных и обратной связи, например, приглашает пользователей на Обзор или юзабилити-тестирование.

Сотрудничество

  • Отвечает на вопросы, проводит время с командой.
  • Поддерживает процесс, посещает ивенты спринта.
  • Управляет отношениями со стейкхолдерами, принимает ответственные решения; отказывает в выполнении некоторых просьб и запросов.

 

Переведено и адаптировано командой BrainRain по статье Романа Пихлера Every Great Product Owner Needs a Great Scrum Master

 

Посмотрите наши ближайшие тренинги для Скрам Мастеров и Владельцев Продуктов — Сертификационные тренинги от BrainRain

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Будь в курсе! Подпишись на scrum-новости