Ни для кого не секрет, что скрам-мастер и владелец продукта — две отдельные роли, которые дополняют друг друга, и никто не может их совмещать. К сожалению, в реальной жизни случается, что скрам-мастер не поддерживает владельца продукта, частично выполняет его обязанности, или скрам-мастера нет вовсе. Эта статья — о том, как организовать продуктивное взаимодействие людей в этих двух ролях в команде: о разнице между ними (Scrum Master vs Product Owner), а также о том, каких действий им ждать друг от друга.

Владелец продукта и скрам-мастер

В материалах экспертов по скраму за словами “difference between Scrum Master and Product Owner” (разница между скрам-мастером и владельцем продукта) стоит грустная правда: если кто-то один не действует в своей роли эффективно, другому придется страдать.

Владелец продукта отвечает за успех продукта — создание такого продукта, который хорошо служит пользователям и клиентам и выполняет бизнес-цели. Человеку в этой роли нужно взаимодействовать с пользователями и клиентами, внутренними стейкхолдерами, командой разработки и скрам-мастером, как на графике ниже.

Scrum Master and Product Owner

В серый круг на этой схеме взята скрам-команда, состоящая из владельца продукта, скрам-мастера и кросс-функциональной команды разработки.

Скрам-мастер отвечает за успех процесса, то есть, за то, чтобы владелец продукта и команда правильно действовали при разработке продукта, за фасилитацию изменений в организации и за то, чтобы в ней установилась гибкая работа. Для этого ему нужно сотрудничать с владельцем продукта, командой разработки, топ-менеджментом, HR-отделом и бизнес-группами, на которые влияет скрам в организации.

Scrum Master, Product Owner

Успех в роли как скрам-мастера, так и владельца продукта требует адекватных навыков, времени, усилий и сфокусированности. Совмещать эти две роли (когда человек тот самый несчастный Product Owner and Scrum Master) — не только тяжело, но и неминуемо ведет к тому, что некоторые важные обязанности не будут выполнены. Если вы владелец продукта, оставьте в покое обязанности скрам-мастера!

Чего владелец продукта может ожидать от скрам-мастера

Скрам-мастер должен учить команду так, чтобы ее участники разрабатывали качественный продукт, фасилитировать изменения в организации, чтобы она работала по скраму, и помогать владельцу продукта выполнять работу хорошо. Конкретнее его действия раскрыты далее.

Приглашаем на сертификационный тренинг Professional Scrum Master I

Коучинг команды

  • Помогает команде удачно сотрудничать, управляет ее работой так, чтобы команда бралась за выполнимые задачи и была надежной в разработке инкрементов.
  • Поощряет работу команды с владельцем продукта над бэклогом продукта.
  • Обеспечивает плодотворную рабочую среду для команды.

Организационные изменения

  • Работает с топ-менеджментом, HR-специалистами и другими бизнес-группами над необходимыми для скрама организационными изменениями.
  • Объясняет стейкхолдерам, что дает скрам и чем отличается от прежнего способа работы, показывает их роль в аджайл-процессе, обеспечивает их поддержку и лояльность.
  • Разрешает конфликты между разными ролями, например владельцем продукта и продакт-менеджером или проджект-менеджером.

Коучинг владельца продукта

  • Помогает владельцу продукта выбрать нужные техники и инструменты продакт-менеджмента.
  • Поддерживает владельца продукта в принятии решений о продукте и вопросах власти и влияния.
  • Помогает утвердить в организации аджайл-практики продакт-менеджмента.

Скрам-мастер поддерживает владельца продукта так, чтобы тот/та смог/ла сфокусироваться на своей работе: обеспечить разработку нужного продукта с нужным пользовательским опытом (UX) и нужными фичами. Если такой поддержки скрам-мастер оказать не может, с ним/ней надо поговорить и узнать, в чем дело. Владельцу продукта не стоит проявлять избыточную инициативу и брать на себя работу скрам-мастера. Если у вас нет скрам-мастера, покажите руководителю список его обязанностей и объясните, почему такая роль нужна в команде.

Приглашаем на сертификационный тренинг Professional Scrum Product Owner

Чего скрам-мастер может ожидать от владельца продукта

Рука руку моет, так что и у скрам-мастера есть некоторые ожидания по работе владельца продукта. Вот какие они, по списку.

Вижен и стратегия

  • Формулирует для команды вижен — видение того, как будет развиваться продукт.
  • Объясняет особенности рынка, торговое предложение и бизнес-цели продукта.
  • Ставит цели для продукта и релиза на ближайшее время (например, полгода).

Работа над продуктом

  • Проактивно работает над бэклогом продукта. Обновляет его в соответствии с новыми инсайтами и смотрит, достаточно ли выполненных элементов в нем.
  • Задает направление работы и устанавливает приоритеты. Может договариваться о сессиях  приоритезации.
  • Приглашает нужных людей и выбирает нужные техники для сбора данных и обратной связи, например, приглашает пользователей на обзор или юзабилити-тестирование.

Сотрудничество

  • Отвечает на вопросы, проводит время с командой.
  • Поддерживает процесс, посещает ивенты спринта.
  • Управляет отношениями со стейкхолдерами, принимает ответственные решения; отказывает в выполнении некоторых просьб и запросов.

Переведено и адаптировано командой BrainRain по статье Романа Пихлера Every Great Product Owner Needs a Great Scrum Master

Посмотрите наши ближайшие тренинги для скрам-мастеров и владельцев продуктов