Одно из препятствий на пути к готовому инкременту — нечетко сформированные цели спринтов. Стефани Окерман упоминала об этом в своем предыдущем материале.

Теперь же, по запросу читателей, она расписывает, кто виноват и что делать в каждой из проблемных ситуаций. А мы переводим и дополняем этот суперценный контент.

Согласно Скрам Гайду, цель спринта — это цель, которой должен достичь спринт через реализацию части продуктового беклога.

Она напоминает о том, почему мы работаем над инкрементом.

Если у нас есть бэклог спринта, то есть, его цельный план, зачем нам цель? 

Разработка программного обеспечения — это сложный процесс со множеством неизвестных. Из-за этого мы не можем составить идеальный план. Формируя бэклог спринта, мы понимаем, что какая-то часть дополнительной работы появится во время спринта. Объем нужно будет обсуждать еще раз. Так что цель спринта обеспечивает фокус на том, чего мы хотим добиться, и позволяет быть гибкими в обсуждении объема, не отклоняясь от цели.

Есть четыре главные проблемы, с которыми сталкиваются скрам-команды во время создания цели спринта, и в этом материали мы дадим несколько советов по их решению.

1. Слишком большая цель спринта

Когда цель спринта собрана из нескольких (например, сделать X, Y и Z), мы распыляем внимание и теряем гибкость. Вот несколько причин, по которым мы сталкиваемся с этим, и несколько способов изменить ситуацию.

  • Мы работаем над несколькими несвязанными проектами или инициативами. Упорядочивая бэклог продукта и планируя спринт, нужно рассматривать как весь комплекс работ в целом, так и первоочередные задачи.Пытаясь слишком много впихнуть в спринт, мы рискуем его провалить: тратим время на переключение между контекстами и оставляем себе совсем мало пространства для маневра.Если выбрать одну цель спринта кажется невозможным, может, наши спринты чересчур длинны и не позволяют бизнесу достичь определенной адаптивности?
  • Мы стараемся выполнить все элементы бэклога продукта. Такая формулировка часто звучит на скрам-тренингах. “Выполнить все элементы бэклога продукта” — это такая цель, которой считайте нет, ведь в ней нет ни слова о готовом инкременте.Когда команда формирует цель таким образом, она или не понимает, что такое цель спринта, или просто ленится корректно ее сформировать. Не бойтесь тратить время на формирование правильной цели спринта: это принесет свои плоды.
О формировании цели спринта и о роли владельца продукта в этом процессе говорим на тренинге PSPO
  • Нам кажется, что команда работает хуже, если ее не стимулирует супербольшая и суперсложная задача. Это признак системы управления и контроля.
    Самоорганизованные команды, наделенные достаточной властью, хорошо делают свою работу и без дополнительных стимулов. Если им удастся выполнить цель спринта до его окончания, они сами же и найдут, чем полезным заняться в оставшееся время. А вы получите больше функционала и возможность работать над постоянным улучшением элементов. Просто доверьтесь команде.

2. Нечеткая цель спринта

Ближе к концу спринта — вся ли команда согласна насчет того, удалось ли им достичь цели спринта? Если нет, это явный признак нечеткой цели. Вот несколько советов, как сделать цель спринта более четкой.

  • Еще во время планирования спринта задайте вопрос: “Как мы проверим, удалось ли реализовать цель спринта?” Если ответы отличаются, если видите, что разработчики или владелец продукта сомневаются в ответах, стоит еще раз обсудить и уточнить цель спринта.
  • Цель спринта должна поддаваться измерению. Это помогает уменьшить субъективность подходов и мыслей.
  • Во время планирования спринта используйте технику консенсуса, чтобы проверить, все ли понимают цель спринта и согласны взять на себя обязательство выполнять эту цель. Этот способ также помогает поддержать командное владение продуктом.

Вот несколько примеров нечеткой цели спринта и варианты наших улучшений.

Нечеткая цель спринта Более четкая цель спринта
Улучшить функционал корзины. Оптимизировать процесс покупки, чтобы обеспечить повышение конверсии.
Улучшить продуктивность. Ускорить загрузку страницы на Х%.
Войти в новый сегмент рынка. Сделать так, чтобы в новом сегменте рынка стала доступной услуга Y.

3. Команда не обращает внимания на цель спринта на его протяжении

Чтобы фокусироваться на цели спринта, о ней нужно помнить.

  • Сделайте ее заметной. Напишите на скрам-доске или рядом. Большим шрифтом. Выделите цветом или рамкой.
  • Научите команду обсуждать прогресс к цели спринта на дейли-скраме. Разработчики часто озвучивают апдейты своих элементов бэклога, но редко добираются до обсуждения цели спринта. Так сделайте это частью дейли. Например, спросите команду в конце ежедневного скрама: как думаете, мы двигаемся к цели спринта? Нужно ли что-то перенастроить? Заново обсудить объем работы? Это поможет улучшить сотрудничество в команде.
  • Пусть команда измеряет цель спринта. Проследите, чтобы она оставалась видимой в командном пространстве. Команда может отслеживать свою скорость — так же она может отслеживать и достижение цели спринта. Когда эта информация на виду, она склоняет к размышлениям. Исторические данные и тенденции можно позже обсуждать на ретроспективе. Только имейте в виду: достижение цели спринта измеряется не в процентах (никаких тут 85%), а обычным четким «да/нет».
Больше об этом и других задачах скрам-мастера — на тренинге Professional Scrum Master от Scrum.org

4. Слабая цель спринта

Цель спринта должна формировать цель команды. Она должна помогать нам осознавать, удается ли нам продвигаться к готовому инкременту.

Ведь люди хотят делать что-то имеющее значение. Влияющее на мир. Именно это — драйвер роста внутренней мотивации. Так давайте думать о том, как сделать цель спринта более значимой для людей, которые в нем работают.

  • Пусть она концентрируется на бизнесе или пользователях, когда можно. Что сможет пользователь, когда мы запустим эту фичу? Что станет лучше в бизнесе, когда мы обновим продукт?
  • Или пускай она фокусируется на проверке бизнес-гипотез и получении фидбека. Порой мы не понимаем, что нужно пользователям, чего они хотят. Порой этого не понимают и сами пользователи. Продакт Оунер должен как можно раньше получать обратную связь и проверять гипотезы о ценности продукта для пользователей.
  • Или пусть она говорит об уменьшении рисков. Раскрытие технологии и дизайна — это важная часть уменьшения риска. Если мы узнаем, что технология не отвечает нашим потребностям продуктивности, безопасности или масштабирования, всегда можно поменять направление. И чем раньше мы это поймем, тем дешевле это будет стоить.

В завершение

Хорошая цель спринта помогает команде концентрироваться и гибко взаимодействовать вокруг создания готового инкремента до конца спринта. Корректная цель спринта помогает команде понимать цель и влияние того, что они делают, а это не может не мотивировать.

А вот и бонус!

Загрузите отличный шаблон Романа Пихлера для создания эффективных целей спринта, переведенный и подготовленный к печати командой BrainRain.