«Как плотник должен понимать, что ему строить, чтобы использовать молоток эффективно и по назначению, так и управляющие бережливым производством должны иметь видение, чтобы в полной мере использовать преимущества наших инструментов. Ключ к этому — глубинные размышления о цели, процессе и людях.»

Джеймс Вомак

Что такое методология Lean

Начнем с того, что Lean — не методология, а философский принцип. Главная его идея — максимизировать ценность для потребителя, минимизируя расходы. Проще говоря, больше ценности = меньше ресурсов.

Как так?

Все очень экологично. Lean стремится к реализации идеалистичного принципа zero waste (ничего не расходуется впустую). Для этого нужно минимизировать ресурсы, которые расходуются неэкономично, на ненужные, чересчур затратные или недостаточно прибыльные и безперспективные направления.

Мышление по принципу Lean, или бережливое мышление, фокусируется уже не на оптимизации управленческой вертикали — отдельных технологий, активов и вертикальных отделов. Вместо этого мы учимся оптимизировать поток продуктов и услуг сквозь все потоки создания ценности, которые проходят по горизонтали через технологии, активы и отделы напрямую к клиентам.

Устраняя потери во всех потоках создания ценности, а не в отдельных их точках, мы получаем процессы, требующие меньше человеческих усилий, меньше места, меньше капитала и меньше времени для производства с гораздо меньшими затратами и с меньшим количеством дефектов по сравнению с традиционными бизнес-системами. Управлять информацией становится проще и точнее. Компании могут реагировать на меняющиеся желания клиентов, предлагая широкий спектр услуг, высокое качество, низкую стоимость и очень быстрое время выполнения заказа.

Звучит немного сказочно, правда?

Но эта модель успешно работает во многих мировых компаниях. Посмотрим, с чего все началось.

Как создавали Lean

Доктор Тайичи Оно на производстве Toyota

Генри Форд ввел массовое производство — систему, которая позволяет производить большие количества стандартизированной продукции. Форду удалось сократить время на изготовление и сборку компонентов автомобилей от нескольких часов и даже дней до минут. В отличие от ремесленного производства, система массового производства поставляла идеально подогнанные и взаимозаменяемые компоненты, что позволило Ford Motor Company произвести более 15 миллионов автомобилей Model T в период с 1908 по 1927 год.

В 1950 году Эйдзи Тойода, племянник основателя завода Toyota Сакичи, участвовал в трехмесячном визите на завод Ford Rouge в Дирборне, штат Мичиган. Тогда это предприятие было самым сложным и крупным производственным активом Ford. Завод производил почти 8000 автомобилей в день, когда Toyota создавала 2500 в год.

Изучив производственную систему Ford, Эйдзи Тойода понял, что их система массового производства не подходит для Toyota. Японский рынок был слишком маленьким и разнообразным для массового производства. Требования заказчика варьировались от автомобилей для домохозяек до люксовых спорткаров.

Используя некоторые идеи Ford и в сотрудничестве с доктором Тайичи Оно, Toyota удалось разработать новую производственную систему. Подобрав оборудование правильного размера и с самоконтролем, они смогли производить ровно столько продуктов, сколько требовалось, быстрее, дешевле, качественнее и, главное, разнообразнее!

Термин «lean» использовался для описания производственной системы Toyota в поздних 1980-х.

Производственная система Toyota (Toyota Production System)

Производственная система Toyota (TPS) создана на основе двух концепций:

  • «Дзидока» (автоматизация с участием человека), когда при возникновении проблемы оборудование немедленно останавливается, предотвращая производство дефектных продуктов;
  • Just-in-Time, в которой каждый процесс производит только то, что нужно, когда нужно и в нужном количестве.

Джеймс Вомак и Дэн Джонс охарактеризовали организацию Toyota и ее цепочки поставок в книге Lean Thinking (перев. Бережливое производство), дав начало целому направлению в бизнесе. Позже эти авторы создали две самые известные Lean-организации: Lean Enterprise Institute (Вомак) и Lean Enterprise Academy (Джонс).

Lean для продуктов и услуг

Популярно предубеждение, будто бы Lean подходит только для производства. Но это вымысел. Lean применим в любом бизнесе и любом процессе. Он — не тактическая программа, как и не программа снижения затрат. Lean — это способ мышления и действия всей организации.

Компании во всех отраслях и сферах услуг, включая здравоохранение и государственные органы, используют принципы бережливого производства в качестве образа мышления и действий. Правда, многие предпочитают не использовать слово «бережливое производство», а маркировать систему собственным именем (как вышло с производственной системой Toyota или бизнес-системой Danaher). Таким образом они подчеркивают, что бережливое производство — это не краткосрочная программа сокращения расходов, а способ работы компании. Слово «Lean-трансформация» часто используется для характеристики компании, переходящей от старого образа мышления к бережливому мышлению. Ведь это требует долгосрочной перспективы и настойчивости.

Приглашаем на сертификационный тренинг SAFe Lean Portfolio Management

Цель, Процесс, Люди

Вомак и Джонс рекомендуют и менеджерам, и исполнителям, включенным в Lean-трансформации, подумать о трех фундаментальных бизнес-задачах, которые должны учитываться при трансформации всей организации.

Цель: Какие проблемы потребителей должна решать организация, чтобы достичь собственных целей процветания?

Процесс: Как организации оценивать крупные потоки ценности, чтобы убедиться, что все их этапы ценны, способны, доступны, адекватны, гибки и связаны между собой потоком, вытягиванием и выравниванием?

Люди: Как организации убедиться, что каждый важный процесс имеет своего ответственного за постоянную оценку потока ценности с точки зрения бизнес-целей и бережливости? Как сделать каждого причастного к потоку ценности активно вовлеченным в его развитие и постоянное совершенствование?

Каждый раз, на каждом этапе вспоминая об этих вопросах, вам удастся войти в Lean-трансформацию так безболезненно, как только это возможно в условиях вашей организации.

Lean и Agile – не одно и то же

Agile и Lean — разные системы интерпретации живого мира человеческой организации. 

Agile — о людях

Система Agile родилась у айтишников как решение их боли вокруг человеческих взаимодействий. Она — об организации взаимодействия людей и команд, о правильном вовлечении и мотивации, о гибком и эффективном реагировании этих людей и команд на работу в условиях постоянной изменчивости инструментов и задач. 

Lean — о процессах

Система Lean родилась у производственников как способ разрядить сложности вокруг неорганизованных процессов. Она сфокусирована на выстраивании и постоянном улучшении процессов с минимизацией потерь.

И когда приверженцы обоих философий стали понимать, что людям без процессов, а процессам без людей не обойтись никак, родилась мечта об эффективной, увлечённой и вовлечённой, гибко реагирующей на изменения команде, самоорганизованной вокруг совершенных процессов, построенных на принципах непрерывного улучшения.

Agile/Lean подход: Agilean

Практикующие Agile, Scrum, Lean и Kanban вперемешку только выигрывают. Как вам супер-комбо с DMAIC в формате скрама? Заменить ретроспективу кайдзен-сессией и посмотреть, что из этого выйдет? Расписать этапы зачистки потерь на канбан-доске и перемещать их в Done по мере готовности?

 

Это и есть легендарное царство Agilean, основанное на четырех ценностях:

  • свободной коммуникации;
  • психологической безопасности;
  • непрерывного развития;
  • гибкости.

Там, где Lean + Agile = любовь, внимание уделяется и людям, и процессам, а причастность к организации становится предметом гордости для каждого из сотрудников.

А вы как? Гибкие? Бережливые? Или только начинаете? 😉