Слово «Эджайл» (Agile) широко используется для демонстрации продуктивности работы. Однако смысл термина часто остается непонятным. Что же это – действенный инструмент или набор полезных привычек? Возможность быстрой адаптации или наработка необходимых качеств? Отчасти, все вместе взятое.

Agile – это способ мышления и философия, которой соответствует совокупность подходов (Scrum, Kanban, ХР, Lean) и методов управлению (Management 3.0), которые помогают:

  • концентрировать внимание на целях и потребностях клиентов;
  • упрощать организационные процессы;
  • разбивать проект на короткие циклы с детализированной проработкой ближайших этапов;
  • активно применять обратную связь;
  • аргументированно увеличивать полномочия команд;
  • интегрировать в повседневный образ жизни рабочие инструменты быстрого реагирования.

Ключевая особенность Аgile-методологии заключается в создании комфортных условий для максимальной ценности, как результат работы всей команды. При этом концепция подходит как для сферы IT-технологий, так и для ведения всевозможного бизнеса.

Популярные методы Аgile approach

Самые востребованные подходы с принципами эджайл – это Kanban и Scrum. Первый метод считается более демократичным, а второй фреймворк – более директивным.

Kanban поддерживает наличие нескольких узкопрофильных групп. Например, сначала к работе приступают аналитики, затем веб-дизайнеры, а завершают этап разработчики. При этом может быть и универсальный коллектив. Однако ролей, как таковых, здесь нет.

Scrum – гибкая методология с одной универсальной группой, в числе которой разноплановые специалисты. Эта Аgile-команда (Scrum- команда) не имеет формальных внутренних специализаций, то есть аналитик может помочь с заданием разработчику, тестировщик – дизайнеру и т.д. Кроме этого, здесь есть две роли:

  • скрам-мастер (организатор), который консультирует, фасилитирует, обучает, коучит, тренирует всю команду, владельца продукта и всю организацию, а также администрирует процесс;
  • Рroduct owner (владелец продукта), определяющий ход проекта в соответствии с приоритетами и требованиями заказчика.
Продуктивно объединять скрам и канбан учимся на сертификационном тренинге Professional Scrum + Kanban

Показатели Аgile

Методология имеет несколько метрик, которые позволяют проанализировать эффективность на разных этапах работы. К ним относят:

  1. производительность (метрики Velocity и Throughput), то есть количество выполненных задач на определенных стадиях;
  2. качество, которое определяется отзывами заинтересованных сторон и временем, потраченным на поддержку продукта;
  3. прогноз (метрика capacity), определяющий количество часов, доступных в последующем спринте (небольшом цикле поставки пользовательских историй);
  4. бизнес ценность – индивидуальный показатель для конкретного продукта.

Как работает Agile methodology

Аджайл по праву считается гибким подходом. Согласно данной концепции сотрудники имеют право на ошибки, допущенные при планировании и оценивании проекта. Ведь невозможно предусмотреть все. Цель методологии Agile заключается в минимизации недочетов и деталей, которые можно упустить из внимания. Более того, здесь реально предусмотреть потенциальные изменения или дополнения, безболезненно встроив их в рабочий процесс. К примеру, многие ценные идеи возникают в ходе реализации проекта. Так почему бы их не включить в план, доводя конечную цель до совершенства?

Благодаря разбивке проекта на маленькие задачи (их еще называют пользовательскими историями User Stories), легко определить самые важные. Приоритетность является основой метода Аgile, позволяя фокусировать внимание на спринте. цели спринта или определенном результате. Это дает высокую вероятность в достижении поставленных бизнес-целей. Ведь рабочая группа точно ориентирована на важность установленной задачи, не размениваясь в потоке требований и запросов.

Аgile-методы можно распознать по основным трем характеристикам:

  1. минимизация рисков и потерь;
  2. работа в коротких циклах с постоянной обратной связью;
  3. самостоятельные в работе команды.

Основные идеи и принципы Аgile

Ключевые ценности методологии ярко отражены в Аgile-манифесте 2001 года, согласно которому:

  1. Важнее всего люди, а не вещи.
  2. Документация, которую редко кто читает, не должна препятствовать работе.
  3. Лучше сотрудничать, нежели перечитывать контракт.
  4. Живите, дышите, меняйтесь так быстро, как это только возможно.

Фокус на взаимодействие людей

Первостепенной задачей Аgile process считается важность команды, мотивация сотрудников, расширение возможностей для самореализации, а также самостоятельность в принятии важных решений. Так, мотивированный член команды интенсивнее вкладывается в работу, предоставляя качественный и быстрый результат. Доброжелательная обстановка в коллективе, в свою очередь, способствует заинтересованности трудиться на благо продукта (сервиса). А расширение полномочий позволяет оперативно решить поставленную задачу, сокращая время, которое нужно было бы потратить на согласование.

Кроме этого, важная роль отведена планированию командой, где каждый является ценной частью одного организма. Совместное обсуждение задач, внесение предложений и указание на ошибки приводит к быстрой адаптации и устранению недочетов в конкретной ситуации.

Фокус на потребностях клиента

Успех дела во многом зависит от того, насколько это удовлетворяет нужды клиента. С этой целью у Аgile-подхода есть несколько действенных инструментов.

  • Сосредоточение на потребностях есть не только у владельца бизнеса, но и у всех участников проекта.
  • Каждый сотрудник понимает запросы клиента, а также его пожелания, ожидания и страхи относительно выпускаемого продукта.
  • Работники «чувствуют» заказчика и смело предлагают свои видения на определенном участке работы.

Таким образом, демократичный формат рабочего процесса предполагает активное участие всех сотрудников, а также их мотивацию.

Фокус на ценность продукта

Согласно model Аgile, необходимо замотивировать команду создать действительно нужный продукт (программное обеспечение, услугу, товар). При этом результат может отличаться от изначально заданного запроса. Иными словами, заказчик не всегда способен донести суть задания. Поэтому так важно четко понимать потребности клиента, чтобы создать то, в чем он по-настоящему нуждается.

Преимущества и недостатки Аgile

Главными достоинствами методологии являются:

  • гибкость и способность подстраиваться под запросы заказчика и рынка;
  • получение на выходе совершенного продукта, который проверяется в конце каждого спринта;
  • отличная приспосабливаемость.

К недостаткам относят:

  • отсутствие зачастую конкретного срока сдачи всего продукта из-за регулярного внесения изменений;
  • необходимость наделять команду полномочиями;
  • неотвратимость культурных перемен во всей организации;
  • длительность и стоимость Agile-трансформации.

Аgile – современный и удобный формат управления, способный решить проблемы классического проектного менеджмента. Поэтому высоко ценится там, где нужно создавать инновационные проекты. Вместе с тем, данная концепция эффективна в процессной деятельности (например, кафе быстрого обслуживания). И также идеально подходит для развития проектов в сфере IT-технологий, маркетинга, рекламы и PR-деятельности.