Многозадачность: раз может компьютер, что не так с вами?

Многозадачность: раз может компьютер, что не так с вами?

На самом деле компьютеры не такие уж и многозадачные. Просто у них хорошо получаются две вещи, из-за которых они кажутся многозадачными.

Во-первых, они могут запоминать свои действия в любой момент, а позже восстанавливать данные точно в том же виде. Память не теряется, ничего не нужно переделывать — компьютер просто продолжает с того места, где остановился в прошлый раз.

Во-вторых, компьютеры невероятно быстро переключаются между задачами. В одну миллисекунду компьютер считает π, а в следующую уже открывает карты Google в браузере. Между этими двумя делами он успевает проверить состояние своей памяти и, если ЦП не перегрелся, на миг задуматься о том, свободно ли сердце тостера в комнате для отдыха.

 

Но только попробуйте проделать такое со своим человеческим мозгом.

Для начала проверим кратковременную память. Посмотрите на последовательность из 16 цифр, например 43, 57, 239, 1, 32, 999, 0, 87, 58, 10, 91, 385, 872, 21, 3, 74. Смотрите хорошенько. A теперь сварите кофе, проверьте почту и лайкните парочку постов в Facebook. Ну как, помните цифры?

 

A как у вас с переключением между задачами? Возьмите любую книгу. Прочтите полстраницы. Теперь представим, что вы услышали звонок в дверь. Закройте книгу посреди абзаца и пойдите проверить дверь. Там никого, так что возвращайтесь к книге. Кажется, вы забыли положить в неё закладку (запомнить недавние действия), но даже если и нет, вам всё равно придется просмотреть страницу, чтобы найти место, где вы закончили. Итак, сколько времени вы потратили между моментом проверки двери и возобновлением чтения?

 

Многозадачность — это миф. Она не свойственна даже компьютерам. (Хотя технически для многопроцессорных компьютеров это и возможно, многопроцессорных людей не существует, так что остановимся на сравнении с однопроцессорной машиной). Правильнее сказать, что многозадачность — иллюзия, и она тем убедительнее, чем быстрее вы переключаетесь между задачами и чем лучше запоминаете.

 

Будет лишним распространяться об ограничениях человеческой памяти. Достаточно сказать, что наша кратковременная память ограничена (мы можем запомнить от 4+/- 1 до 7+/-2 единиц информации), а восстановление недавних событий страдает от задержек, помех и проблем с доступом. Смотрите статью в Википедии о кратковременной памяти и статью «Как мы забываем» в Psychologists World, если хотите прочитать об этом больше.

 

О чём мне хотелось бы поговорить подробнее, так это о проблеме переключения между задачами.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУ ЗАДАЧАМИ

Переключение между задачами (также известное как переключение контекста) связано с немалыми потерями. Вот две главные из них:

 

  • Утрата продуктивности: В книге «Введение в общее системное мышление» Джеральд Вайнберг показывает, чего нам стоит переключение контекста, в отдельном графике. Когда мы переключаемся между задачами, мозгу нужно изменить контекст работы. Чем больше контекстов приходится менять, тем дороже это обходится.

Многозадачность, эффективность, работа в команде, Серам, Аджайл.

  • Снижение качества: Переключение между задачами также ведёт к растущему количеству ошибок: в популярной инфографике «Высокая цена многозадачности» от inc.com идет речь о 50%-м росте количества ошибок при многозадачности (данные, вероятно, взяты из этого отчёта).

Многозадачность, эффективность, тренинги по Аджайл - brainrain.com.ua

КАК ДОНЕСТИ ЭТО ДО ДРУГИХ

Вероятно, если вы читаете этот блог, то уже разделяете мысль о вреде многозадачности, хотя бы частично. Если так, настоящий вызов для вас — не понять это, а заставить «их всех» прозреть. В собственной практике с командами и руководителями я люблю сводить всё к простым упражнениям и примерам. Следующие несколько приёмов помогут показать, как полезно отказаться от многозадачности.

1. Практическое упражнение

Ничто не заменит практического опыта. Дать людям практическое ощущение того, как иллюзорна многозадачность, мне помогает выработанное за годы упражнение «Секреты многозадачности». Это упражнение занимает от 5 до 10 минут и не требует ничего, кроме листка бумаги и шариковой ручки.

 

Вкратце, вам нужно предложить участникам выполнить несколько действий одновременно, потом — одно действие, и затем сравнить результаты по времени. Участники неизбежно придут к выводу, что выполнение нескольких задач одновременно займёт больше времени, чем поочередное. На этом упражнении я показывал менеджерам и лицам, принимающим решения (может быть от 5 до 20 участников) опасности многозадачности на практике и в реальном времени.

 

Полную инструкцию по проведению упражнения вы найдете тут (перевод).

2. Визуализация

Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Хотя ничего не сравнится с практическим опытом, изображения производят долговременное впечатление; именно визуальные образы люди обычно выносят из разговора. Проблема же практических упражнений в том, что их нужно выполнять, а это иногда может становиться нетривиальной задачей. Когда-то в работе с общенациональной страховой компанией мне нужно было донести информацию не только до команд и их непосредственных менеджеров, но и до остальных участников процесса.

 

Главный Владелец Продукта приходил ко мне на тренинг — я убедился, что он прекрасно понимал опасность многозадачности. Вот только он не мог сказать своим стейкхолдерам: «Поверьте мне, это не работает». Кроме того, не всем удобно просить своих начальников выполнить упражнение. Я предложил раздаточные материалы по уроку для стейкхолдеров, которые «слишком заняты», чтобы приходить на тренинг или делать пятиминутные упражнения.

 

Это были две визуализации сверху, график Вайнберга и фрагмент инфографики Inc. Далее будет еще одна. Эта одностраничная схема показывает, сколько мобильных телефонов предположительно построят три механизма, каждый из которых действует по своему принципу. Сразу видна разница между последовательной и одновременной работой. Полную презентацию по этой теме можно скачать здесь.

multitasking

3. Подавайте пример

Те, кто стремится к совершенству, похожи на хорошие сливки — они всегда достигают самого верха. Практикуя «правильное» распределение задач, вы сможете стать примером для других. Когда у вас и у вашей команды начнет получаться успевать больше, выглядеть более счастливыми и вовлеченными, люди, вероятно, станут спрашивать, как вы этого добились. Может, у вас не получится изменить всю организацию. Не пытайтесь. Лучше проводите местные эксперименты. Если один них из окажется успешным, покажите всем результат и в следующий раз проведите эксперимент побольше. Смойте и повторите.

 

Надеемся, эта статья оказалась полезной для вас и ваших команд. Хотите овладеть еще большим количеством техник и практик для увеличения эффективности, читайте наш блог и заходите на страничку в Фейсбуке. А для улучшения практических навыков приглашаем вас на тренинги по Скраму, Менеджмент 3.0, фасилитации и проактивности.

 

Переведено командой BrainRain

Оригинал

Другие статьи из нашего Блога

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.