Зачем мне думать как дизайнер, если я [программист / маркетолог / сейлз / hr / тимлид / скрам-мастер / СЕО / вставь свое]? В общем, не дизайнер.

Мы живем в мире, где одна задача сменяет другую, когда ты еще не успел глубоко изучить скилл. Быстрое развитие технологий делает из заказчика капризного ребенка:

  • Какое новенькое приложение мне попробовать на этой неделе?
  • У Маши есть, у Вани есть, как это у меня до сих пор не стоит эта приложенька?
  • Какое приложение я использую редко и могу удалить, освободив место на телефоне для вот этого интересного продукта?
  • А почему это у них такая слабая поддержка, да еще и попробуй найди? Пойду-ка к конкурентам.

И это не говоря о пандемии, которая перевернула все с ног на голову, едва мы успели привыкнуть креативить 24/7 и общаться о жизни разве что у офисного кулера.

Теперь мы сидим по домам, формируем кросс-функциональные самоорганизованные команды онлайн и параллельно изучаем, что они такое.

В офисе или на расстоянии, если цель вашей команды — не отработать восьмичасовку с перекурами, а создать нечто по-настоящему стоящее, то думать как дизайнер должен каждый, от разработчика до тестировщика, от маркетолога до владельца продукта.

В странах бывшего СНГ Design Thinking — это скилл, пока что незаслуженно обойденный вниманием. Мы искренне верим, что он должен войти в моду, и попытаемся объяснить вам, зачем вашей скрам-, канбан- или просто команде нужно думать как дизайнеры.

Быстро изучить азы дизайн-мышления можно на тренинге Design Thinking

Как должен думать дизайнер?

Допустим, перед дизайнером ставится задача: организовать офисное пространство так, чтобы улучшить сотрудничество между членами команды. С чего ему начать?

Хороший дизайнер начинает не с теории, расцветок, схем и планов помещения. Хороший дизайнер начнет с людей. С тех, которым предстоит в этом офисе работать и, собственно, активно сотрудничать между собой.

Кто эти люди? Какие у них могут быть особые потребности? Разработчику — второй монитор, можно и третий, а значит, стол побольше. Кто работает с бумагами, тому шкаф для бумаг. Кто работает с командой, тому место с хорошим обзором поближе к доске.

Какой у них рабочий график и насколько он совпадает? Они ходят на обед или вытряхивают крошки от бутербродов из клавиатуры в конце каждой недели?

Если взглянуть пошире, методология Design Thinking (дизайн-мышления) — это термометр, который позволяет измерить температуру в целевой группе и определить, как члены этой группы мыслят и ведут себя. Что-то вроде нити Ариадны, которая помогает команде, работающей над продуктом, не отклоняться от его реальной ценности несмотря на постоянные изменения в обществе.

Это улучшает продукт

Когда все члены команды думают над продуктом с точки зрения его пользователей, а не собственного эгоизма (трудозатрат, сложности фич и так далее), продукт получается качественнее. С позиции конечного пользователя лучше видно, какая характеристика совершенно необходима, а от какой можно пока отказаться. Где пользователю неудобно, где ему непонятно. Можно лечить проблемные зоны еще до того, как они заболят.

Это ускоряет работу

Когда дизайн-мышление есть только у дизайнера (это в лучшем случае, мы часто сталкиваемся с тем, что и у дизайнера оно слабо развито), дополнительное время уходит на то, чтобы объяснить команде, почему от этого можно отказаться, а вон то нужно сохранить. Плюс сам процесс обсуждения становится более продуктивным, если вся команда эмпатична к пользователю.

Это повышает взаимопонимание в команде

Когда все мы понимаем потребности клиента, когда нас не отвлекают временные и финансовые аспекты, когда мы пытаемся помочь пользователю и строим диалог вокруг этой задачи, — тогда мы говорим на одном языке. Идеи развиваются в едином направлении. Рождается отличный продукт.

Это помогает предсказывать

Дизайн-мышление — об эмпатии, которую команда учится проявлять по отношению к клиенту. О понимании клиента дальше, чем на поверхности его взаимодействий. О его поведении, хобби, семейном статусе и психологическом состоянии. Чем глубже мы изучаем пользователя, тем лучше понимаем. Тем предсказуемее становятся его будущие потребности и запросы.

И мы можем добавлять фичи и менять приоритеты раньше, чем нас спровоцирует на это финансовая сторона ситуации.

Это подстегивает творчество

Потому, что мы больше не тычемся, как слепые котята, наугад в кромешной тьме. Мы учимся думать как люди, которым придется пользоваться нашим продуктом.

Допустим, вы создаете приложение для кошек. Что из кошачьих потребностей приходит в голову?

  • Вода. Но зачем коту ванна воды, если он не любит купаться? Хватит и мисочки.
  • Молоко. Но зачем взрослому коту молоко, если от молока у него несварение?
  • Домик. Почему мы выкинули эту картонную коробку, если кошка так сильно ее любила?

Дизайн-мышление нужно вашей команде, чтобы не разрабатывать ванну там, где достаточно мисочки. И не выбрасывать любимую картонную коробку, а завести вместо этого робот-пылесос, который соберет выдранные из нее клочья бумаги.

Чтобы кошка Мурка — ваш пользователь — была счастлива в своем user experience и без оглядки рекомендовала ваше приложение Кузе, Томасу и Маркизу.

Это был ответ на вопрос “Зачем”. О том, “Как” это работает, поговорим в следующей статье. Или на тренинге по дизайн-мышлению. А картинка для спойлера: