Как компаниям, нуждающимся в аджайл-коучах, найти и нанять достаточно хорошего специалиста? По каким критериям оценивать? Какие сертификации рассматривать как стоящие? С какой ставки начинать торг? И как уже после найма оценить, насколько хороши ваши аджайл-коучи?
В молодой профессии аджайл-коучей остро ощущается нехватка статистики. И мы подготовили для вас 6 полезных выводов из многонационального опроса, проведенного Scrum Alliance вместе с Business Agility Institute, и дополнили их собственным опытом BrainRain, который может пригодиться hr-ам и аджайл-коучам в Украине и других странах Восточной Европы.
Начнем с определения профессии аджайл-коуча.
Кто такой аджайл-коуч
Аджайл-коуч помогает организациям, командам и личностям воплощать аджайльные практики и методы, ценности и майндсет. Цель аджайл-коуча — воспитывать эффективные, прозрачные и дружные команды, которые в конечном итоге обеспечивают лучшие выводы, решения и продукты или услуги.
Аджайл-коучи давно уже отвечают не только за помощь технологичным командам, они также помогают компаниям принимать аджайл как способ культурного роста.
Аджайл-коуч не является адвокатом одной конкретной методики перед другой. Вместо этого он помогает людям, командам и организации работать лучше, быстрее и с меньшим количеством рисков.
Вывод №1. Большинство людей, считающих себя аджайл-коучами, не имеют высокоуровневых сертификаций по аджайлу и коучингу
Высокоуровневые сертификаты — те, получение которых требует серьезной демонстрации компетентности и опыта. Среди таковых — Scrum Alliance CTC или CEC, ICAgile ICE-AC, International Coach Federation MCC и ScaledAgile SPCT certification, Scrum.org PSM II и PSPO II.
Вывод №2. Коучи с одинаковым опытом и сертификациями зарабатывают меньше в компаниях, лишь начинающих развиваться в аджайле, чем в компаниях с опытом в гибких методологиях
Мы обнаружили удивительную зависимость между сообщенным уровнем дохода и опытом компании в аджайле. Компании с опытом готовы платить больше, чем компании без оного. Можно рассматривать это как комплимент аджайлу 🙂
Вывод №3. Опытных коучей и тех, у кого есть высокоуровневые сертификации, чаще нанимают по контракту или на позиции консультантов, нежели в штат
В начале карьеры (опыт работы от 1 до 3 лет) аджайл-коучи в 3,5-4,5 раза более вероятно будуть работать в штате, нежели по контракту или консультантами. Они также в три раза чаще становятся коучами команд, чем бизнеса.
Это соотношение меняется, когда опыт работы приближается к шести годам. Опытные аджайл-коучи примерно на 50% реже бывают штатными сотрудниками. Зато они в два раза чаще работают бизнес-коучами (подразумевается работа с лидерами и менеджерами, а также коучинг бизнес-функций).
Коучи с высокоуровневыми сертификациями в два раза чаще работают по контракту, нежели в штате.
Коучи по контракту чаще имеют высокоуровневые сертификации, чем штатные (39% против 21%), наемные консультанты — чаще имеют профессиональные сертификации, чем штатные сотрудники. И наоборот, штатные сотрудники чаще обладают сертификациями начального (базового) уровня, чем консультанты и коучи по контракту (28% против 20% и 16% соответственно).
Существуют также сильные региональные различия: лишь 25% австралийцев и 28% шведских респондентов работают в штате. И наоборот, в Индии в штате работают 82% респондентов.
Вывод №4. Большинство аджайл-коучей вкладывают в образование на протяжении всей жизни
Все коучи, участвовавшие в опросе, сообщили, что выделяют минимум один день в месяц на профессиональное развитие.
Почти 22% коучей сообщили, что тратят больше 21 часа в месяц на обучение. Интересно, что опытные аджайл-коучи (6 и более лет) тратят на обучение столько же времени, сколько и начинающие (меньше 1 года). Меньше всего учатся аджайл-коучи со средним опытом от одного до пяти лет.
Вывод №5. Клиенты нанимают аджайл-коучей, исходя из их опыта и репутации, а также из их способности предоставлять услуги в области аджайл-коучинга и аджайл-трансформации
Отвечая на вопросы о главных причинах найма, коучи в первую очередь упоминали опыт и репутацию, а также высокий спрос на услуги аджайл-коучинга и аджайл-трансформации.
Чаще всего аджайл-коучи находят работу через «сарафанное радио». Кроме этого, коучи-консультанты чаще трудоустраиваются через команды продаж, а штатные сотрудники и коучи по контракту — через доски объявлений и агентства.
Вывод №6. Тем успешнее аджайл-коуч, чем продуктивнее его ученики.
Успешность аджайл-коучей чаще измеряется на основании продуктивности их команд или учеников, чем на основании узких профессиональных метрик.
Коучи, измерявшие успех на уровне команд, упоминали общую командную результативность, гибкость и поведение.
Коучи, измерявшие успех на клиентском уровне, говорили об удовлетворенности клиентов.
Интересно, что чем масштабнее сфера влияния аджайл-коуча, тем лучше он понимает, как измеряется его успех. Бизнес-коучи гораздо лучше понимают, как измеряется их воздействие на организацию, чем коучи одной команды.
Эти материалы мы почерпнули из Отчета о состоянии аджайл-коучинга 2021 — “с пылу с жару”, так сказать. Если интересно почитать сухую статистику, скачайте перевод (это бесплатно).
А за короткими выжимками самого ценного можете посмотреть вот эти статьи: