Работа по Аджайлу в быстро растущем стартапе - Agile Blog 2018

Работа по Аджайлу в быстро растущем стартапе

Не всем организациям нужно становиться по-настоящему гибкими: они и без этого могут развить хорошую культуру и обеспечить возврат инвестиций. Но если рынок конкурентный, технологии быстро развиваются, а крупные игроки инвестируют много, не остается других путей, кроме как осваивать Аджайл.

 

Работа по Аджайлу в быстро растущем стартапе

Работа по Аджайлу в быстро растущем стартапе

Не всем организациям нужно становиться по-настоящему гибкими: они и без этого могут развить хорошую культуру и обеспечить возврат инвестиций. Но если рынок конкурентный, технологии быстро развиваются, а крупные игроки инвестируют много, не остается других путей, кроме как осваивать Аджайл.

В этом процессе есть несколько этапов, которые видно на графике:

agilestartup-graph1

Источник: What is Agile?

Переход от уровня процессов и инструментов к уровню Аджайл-мышления (mindset) — трудное путешествие, и нет гарантий, что оно приведет к желаемым результатам.

Так что если ваш стартап существует в виде колл-центра и лендинга, имеет смысл рассмотреть отказ от погони за Аджайлом по этой кроличьей норе. Вероятно также, что вы застрянете на уровне 2, то есть в организации появятся отдельные Аджайл-островки. Будьте до конца честны с собой: стоит ли стараться?

…Что ж, если стоит, вот несколько советов.

Совет 1: Культура

Итак, вы хотите сделать свою организацию по-настоящему гибкой. Так давайте сразу начнем с самого трудного.

Вы начали работать небольшой командой и продолжаете вроде бы эффективно и гибко. У вашего стартапа появляется трекшн, новые инвестиции, и ваши инвесторы начинают настаивать на том, чтобы вы наняли больше людей, в частности, «синиоров» из крупных организаций.

И если каждый месяц вы нанимаете по 5, 10, а то и 20 сотрудников, возникает серьезный вызов: как сохранить вашу изначальную культуру и гибкость работы?

«Культура ест стратегию на завтрак» (Питер Друкер)

В этом наблюдении — главный повод защищать свою новорожденную Аджайл-культуру любыми средствами. Не позволяйте культуре «эволюционировать», особенно нанимая людей с явными отголосками других культур. Бывший менеджер Boston Consulting Group, скорее всего, будет настаивать на организации project management office (PMO), потому что так этот человек привык работать.

Есть только два способа избежать этого гарантированного ущерба. Вам надо будет вкладывать одновременно в разнообразие и в образование каждого нанятого человека.

Следите за тем, чтобы каждый понимал, почему вашему стартапу нужно быть гибким. Обучение — это не раздача листовок. Его можно выстроить, только помогая каждому сотруднику понять Аджайл в комплексе и вдохновляя каждого.

Совет 2: Вдохновляем команду через обучение

Как научить системному пониманию Аджайла, а заодно вдохновлять новых сотрудников? Обучайте всех  —  безотносительно к будущей должности  —  на практике всем действиям по созданию ценности в вашей организации. Начинайте с обслуживания клиентов — берите пример с Zappos.

Кроме того, проводите обязательные общие воркшопы для всех новоприбывших. Один из лучших вариантов — дать им задание разработать прототип нового приложения. Это может сработать для всех — отдела продаж, маркетологов, клиентского сервиса, бухгалтерии, HR и так далее, ведь для этого не нужно специальных знаний [примечание BrainRain: в реальной жизни для разработки прототипа нужны специальные знания, здесь идет речь об условном кейсе].

Один из воркшопов, которые проводит автор этой статьи, длится от 6 до 8 часов, за которые участникам нужно разработать приложение для организации командных мероприятий. Они обучаются тому, как понять ценность приложения, как работают Скрам и стори мэппинг. В конце воркшопа люди если не влюбляются в продуктовую разработку, то по крайней мере проникаются уважением к организации поставки продукта. Оба типа мышления очень важны в Аджайл-стартапе.

Совет 3: Нанимайте правильных людей

Как, возможно, вы уже догадались, нанимать правильных людей — это и есть критическая отметка, которая определяет, будет ли Аджайл успешным в вашем стартапе.

Обратите внимание на следующие принципы, и процесс найма станет более управляемым:

  • Нанимайте по стилю мышления и соответствию вашей культуре, а не (только) по навыкам. Последним можно научить, а вот характер изменить не получится.
  • Ищите людей с внутренней мотивацией: им важно, что они помогают создать.
  • Нанимайте по соответствию команде, а не определенной должности (хорошо это раскрыто в фильме «Человек, который изменил все», или “Moneyball”).
  • И наконец, чем разнообразнее команда, тем более она инновационна.

Дайте командам возможность самим нанимать коллег, и вы совершите намного меньше ошибок. Отделу HR может это не понравиться, но задумайтесь, сможете ли вы добиться самоорганизации команд, принимая за них решения.

Совет 4: Построение команд

Трудно переоценить важность команды и для победы, и для поражения. Открытия Такмана все еще весьма актуальны. Цели построения команд вполне ясны:

  • Создавать команды, которые сами себя формируют, не вмешиваясь.
  • Все команды должны со временем стать самоуправляемыми.
  • Все команды должны со временем стать кросс-функциональными, то есть формироваться по фичам, а не компонентам.
  • Продуктивные команды работают в одном помещении.

Вот еще несколько уроков тимбилдинга, усвоенных автором:

  • Следите за тем, чтобы новых людей вводили в курс правильно. Подготовьтесь заранее и не забудьте связать их с человеком из другого отдела организации.
  • Не стоит понапрасну менять участников между командами — команду нельзя считать набором ресурсов.
  • Линейные менеджеры и подчиненные не могут быть в одной команде.
  • Чтобы передавать задачи от команд менеджменту или наоборот, используйте покер делегирования.

Совет 5: Гибкое рабочее пространство

Этот фактор успеха организаций незаслуженно недооценивают. Интересно, что даже в офисах Аджайл-организаций с новеньким дизайном может не хватать всего необходимого.

Переход на Аджайл в плане рабочего пространства обойдется недешево. Вам потребуется не просто больше пространства. Вам, по сути, потребуется место для поддержки четырех модусов креативной работы:

  • сфокусированной;
  • совместной;
  • учебной;
  • социализации.

wolpers-agile-workspace

Не судите по виду: в этом офисе полы оказались неподходящими для гибкой организации.

Также забудьте о привычке стартапов отчаянно впихивать все больше людей в когда-то просторное помещение до последнего момента. Чтобы получить все выгоды Аджайла, вам всегда будут нужны доски и стены.

Совет 6: Лучшие практики разработки

Каким бы гибким ни был ваш процесс открытия продукта, он не даст результата без соответствующих практик разработки.

Стройте, поставляйте и запускайте:

  • DevOps.
  • Возможно, нужно будет использовать микросервисы.
  • Автоматизация тестирования (TDD, BDD).
  • Непрерывная интеграция.
  • Возможно, непрерывная поставка.
  • Контроль над техническим долгом.

Компонентные команды должны стать кросс-функциональными и переключиться на фичи:

  • Поощряйте целостное видение продукта.
  • Фокусируйтесь на поставке фич «от и до».
  • Код должен быть общим.
  • Дайте командам общее пространство. Сколько бы усилий вы ни вложили в коммуникацию в распределенных командах, по эффективности они все равно будут отставать от работающих в одном пространстве.

И наконец, не дайте Salesforce нечаянно «случиться» с вами. Знакомая история: пока разработчики заняты созданием самописного инструмента, внутренний бэкенд для продаж и клиентского сервиса временно работает на Salesforce.

Типичный питч для продаж выглядит примерно так: «нам нужен софт для CRM, а зачем строить то, что можно использовать по лицензии?» (что ж, справедливо). Поначалу установка и кастомизация не займут много времени, но рано или поздно для продаж потребуются возможности, которую дает только собственная разработка.

Так и появляется параллельная IT-вселенная, и люди без понимания работы софта   —  не говоря уж об его архитектуре  —  получают влияние на ваше приложение. Особенно ситуация осложнится, если Salesforce начнет серьезно отличаться от реального приложения по функциональности, так что для команд разработки главным занятием станет синхронизация данных.

Без адекватного технического менеджмента и работы со стейкхолдерами Salesforce распространится по организации, вызывая разочарование в разработке и продукте, а также будет обходить многие Аджайл-практики.

Совет 7: Аджайл-метрики

Аджайл-метрики используют в основном для того, чтобы лучше понимать ситуацию в определенный момент и то, как она меняется со временем. С их помощью отслеживают, как меняется паттерн и почему, а это дает возможность отреагировать на изменения, если надо.

В отличие от системы командования и контроля, в контексте Аджайла метрики используются не для микроменеджмента сотрудников, то есть творческих единиц. В Аджайл-контексте метрики дают командам инсайты о том, как они могут непрерывно улучшать продукт.

Поэтому вы гарантированно помешаете Аджайл-процессу, если будете вести подсчеты, как в системе командования и контроля. Обратите внимания на метрики своего стартапа:

Хорошие:

  • Lead time (время выполнения).
  • Cycle time (время цикла).
  • Соотношение фиксинга и работы над фичами.
  • Количество багов на продакшене.

Плохие:

  • Скорость (Velocity) [примечание BrainRain: по-видимому, автор имеет в виду, что эту вполне принятую в Аджайл-контексте метрику можно использовать во вред].

Злые:

  • Стори поинты на разработчика.

И наконец

Нет никакого универсального подхода или чеклиста, по которому можно выстроить гибкий стартап. Вам придется самим искать свой путь.

Этот путь может быть тернистым. Он потребует ресурсов. На каком-то этапе ваше продвижение может забуксовать, а то и откатиться назад. Помните, что это случается, и не теряйте веры в процесс.

 

Переведено и адаптировано командой BrainRain по материалу: How to Make Agile Work in Fast-growing Startups (Stefan Wolpers)

Больше об Аджайле в стартапах — в докладе Юргена Аппело на ScrumDayUA 2018 The Agile Startup Is Much More Than a Lean Startup (в докладе также есть альтернативная точка зрения на найм и распределенные команды)

НАШ БЛОГ

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Будь в курсе! Подпишись на scrum-новости