Продакт Оунер или продакт-менеджер, вот в чем вопрос! В чем разница между этими ролями? И главное – кто сверху?

Этот вопрос звучит почти на каждом тренинге PSPO, потому мы решили ответить в блоге. Ну просто чтобы сэкономить ваше время на тренинге на другие, более сложные вопросы 🙂

Кто такой продакт-менеджер (менеджер продукта)

В идеале, продакт-менеджер – это должность, на которой вам приходится отвечать за успех продукта и среди пользователей, и на рынке.

Продакт-менеджер отвечает за маркетинговые исследования, валидацию целевой аудитории, формирование долгосрочного видения компании, общение с внешними стейкхолдерами… Наверное, правильно некоторые люди называют продакт-менеджеров CEO продукта – ведь именно они закрывают своей грудью весь внешний спектр работ.

Продакт-менеджер в двух словах:

  • 🙏🏼 евангелист продукта
  • 👀 визионер продукта
  • 🤓 гуру маркетинговых исследований ​​
  • 🙊 стейкхолдер внешней и внутренней коммуникации

Под его ведомством находится реализация стратегии и мониторинг всего цикла создания продукта, начиная от маркетинговых исследований, проработки целевой аудитории и до реализации на рынке. От менеджера продукта ждут глубочайшего понимания продукта и целевой аудитории. Ему больше, чем кому бы то ни было, необходим целостный высокоуровневый подход к продукту.

Потому некоторые продакт-менеджеры не без причины называют себя мамочками/папочками своего продукта.

Кто такой Продакт Оунер (владелец продукта)

Владелец продукта работает “дома”, в команде разработки. На нем, как на домохозяйке, лежит вся абсолютно необходимая, но совершенно незаметная (когда сделана) работа. Это определение сторисов, управление бэклогом, объяснение требований команде, формирование процессов в продукте, посещение встреч, коммуникация валидированной дорожной карты продукта PMу и предоставление внутренней/внешней обратной связи менеджерам, что помогает им формировать дорожную карту/видение продукта. Если так, Продакт Оунера можно по праву считать его COO (Chief Operating Officer).

Если верить Скрам Гайду 😄, на владельце продукта лежат такие обязанности:

  • определять бэклог продукта и создавать релевантные юзер сторис (истории пользователей);
  • приоритизировать разработку;
  • превращать проблемы пользователей в истории и убеждаться, что выполненная работа их решает.

Итак, разница между PM и PO заключается в том, что пока продакт-менеджер находится вне здания, занимается исследованием рынка, встречается с потенциальными клиентами и собирает отзывы, Продакт Оунер остается дома в постоянном контакте с командой разработчиков и следит за корректностью всех производственных процессов.

Таким образом, владелец продукта является голосом клиента Scrum-команды. Он помогает разработчикам быстро получать правильные ответы. Кроме того, Продакт Оунер доступен все время, тогда как к продакт-менеджеру бывает не достучаться.

Приглашаем на сертификационный тренинг Professional Scrum Product Owner (PSPO)

Когда эти роли взаимозаменимы?

В небольших стартапах и командах до 20-ти человек может существовать только одна должность: продакт-менеджер либо Продакт Оунер, как уже назовут. Этот человек может работать и с командой разработки, и со внешними стейкхолдерами, пока организация еще не разраслась и работы не так много.

Но по мере развития стартапа один человек больше не может справляться с выполнением задач и продакт-менеджера, и владельца продукта. Когда продукт огромен, ответственность за его развитие и реализацию могут нести трое, четверо и даже больше людей. Так в помощь владельцам продуктов появляются владельцы функций, компонентов и фич. А менеджер продукта получает больше свободного времени и может сосредоточиться на формировании долгосрочного видения и разработке стратегии развития продукта.

Роли владельца продукта (тактика) и менеджера продукта (стратега) порой перекрещиваются. Видя это, руководители порой не понимают, зачем нужны две должности на одном продукте. Но разделять нужно, чтобы властвовать – если объем работы со внешними и внутренними стейкхолдерами уже не дает одному человеку справляться с ней.

Но это еще раз подчеркивает необходимость в качественной коммуникации между продакт-менеджером и Продакт Оунером. Тактические решения должны отражать стратегический взгляд, а стратегия – учитывать обстоятельства, с которыми сталкивается команда разработки.

И наконец

Организациям любого размера, веса и возраста 🙃 стоит соблюдать гибкость при разделении ответственности за продукт. Раздавать продуктовые роли нужно не тогда, когда иначе никак, а когда нужно.

Например, в маленькой скрам-команде тимлид может брать на себя роль скрам-мастера. Но если ему не хватает для этого скилов или необходимых качеств (как например альтруизм или умение разговаривать с людьми), владелец продукта будет перебирать на себя часть его обязанностей. А это никак нельзя.

Хотите разобраться в роли Продакт Оунера поглубже? Для этого как раз существует сертификационный тренинг PSPO (Professional Scrum Product Owner) от Scrum.org. Присоединяйтесь к нему и познайте все тонкости роли владельца продукта, его отличие от PMa, задачи и цели, а также (очень популярно!) какие задачи нельзя скидывать на вас, если вы Продакт Оунер 😉